Министерство здравоохранения российской федерации
Кировская государственная медицинская академия
Кафедра патофизиологии
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия по патофизиологии
для студентов 3 курса
лечебного и педиатрического факультетов
ТЕМА: патофизиология экстремальных состояний, общий адаптационный синдром.
ЦЕЛЬ: уметь проводить патофизиологический анализ ситуаций, связанных с шоком, обмороком, коллапсом, комой и общим адаптационным синдромом. В эксперименте на животных изучить особенности этиологии, патогенеза геморрагического шока и коллапса, влияние стресса на устойчивость к гипоксии.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ:
1. Собеседование и дискуссия по вопросам:
1.Общая характеристика экстремальных состояний.
2.Шок: определение понятия, классификация, причины и особенности механизма развития, общая характеристика эректильной и торпидной стадии.
3. Характеристика нарушений деятельности нервной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем при шоке.
4.Этиология , патогенез и принципы терапии отдельных групп шока: болевого, гуморального, психогенного.
5. Этиология, патогенез обморока и коллапса. Сравнительная характеристика шока, коллапса и обморока, принципы терапии.
6. Кома: определение понятия, общая характеристика ,стадии развития. Этиология, патогенез и принципы терапии кетоацидотической, гипогликемической, гиперосмолярной, печеночной, уремической комы.
7. Терминальное состояние: общая характеристика, принципы реанимации.
8.Определение понятия "общий адаптационный синдром", "стресс", "эв-стресс", "ди-стресс", "болезни адаптации" ;
9.Характеристика клинической картины стресса (морфологическая триада, стадии, гематологические характеристики);
10.Патогенез стресса, характеристика осей стресса;
11.Роль гипофиза и гипоталамуса в патогенезе стресса.
12.Механизмы адаптивного действия стрессорных гормонов;
13.Сравнительная характеристика эв-стресса" и "ди-стресса",понятие-"болезни адаптации" .
2. Выполнение обучающих заданий.
Задание 1. Патофизиологический анализ результатов экспериментов.
Опыт № 1 Экспериментальная модель острой кровопотери.
Цель работы: изучение изменений гемодинамики при острой кровопотере. Методика: лягушку децеребрируют и обнажают сердце. Готовят препарат языка или плавательной перепонки (для изучения периферического кровообращения). После снятия показателей исходного фона выделяют обе бедренные артерии и перерезают их. В период кровотечения, начиная с 1 мин, каждые 5 минут подсчитывают число сердечных окращений и оценивают интенсивность периферического кровообращения (по диаметру сосудов, скорости кровотока, количеству функционирующих капилляров). Тромбы по мере об разования снимают ватным тампоном. Через 20-30 минут сосуды перевязывают и вводят в лимфатический мешок 2 мл физ.р-ра. Наблюдают изменения показателей каждые 5минут.
Параллельно проводят контрольный опыт (без введения физ.р-ра).
Таблица
Показатели |
Исходный фон |
Острая кровопотеря 1 5 10 15 20 25 30 мин |
ПГТ 5 10 мин |
ЧСС Интенсивность кровообращения |
|
|
|
График изменения ЧСС при острой кровопотере
ЧСС
70
60
50
40
30 1 5 10 15 20 25 30 t (мин)
Вывод:
В ходе эксперимента возможны два варианта реакции сердечно-сосудистой системы на острую кровопотерю:
1 вариант характеризуется двухфазной реакцией: ЧСС сначала увеличивается, затем снижается.
Главным звеном патогенеза острой кровопотери является снижение ОЦК. Это приводит к включению ЗПР, важнейшими из которых являются гемодинамические механизмы компенсации (тахикардия и централизация кровообращения), направленные на поддержание ОЦК и АД. Некоторое время эти реакции эффективны, но, став избыточными в количественном отношении, приводят к замыканию порочных кругов патогенеза, нарушению микроциркуляции и дальнейшему снижению ОЦК. Такая картина характерна для геморрагического шока.
В качестве одного из методов ПГТ необходимо восполнение ОЦК путем введения кровозаменяющих растворов. Но это эффективно только в фазу возбуждения(эректильная фаза), т.к. в фазу торможения (торпидная фаза), кроме ОЦК, необходимо восстановление микроциркуляции.
2 вариант характеризуется однофазной реакцией: ЧСС сразу снижается. Данный вариант характерен для значительного снижения ОЦК (50% и более), что может наблюдаться при геморрагическом коллапсе.
Опыт № 2. Влияние предварительного стрессорного воздействия на резистентность к гипоксии.
Цель: изучить влияние предварительной стрессорной нагрузки на устойчивость к гипоксии.
Методика: Берут двух мышей одинакового веса и возраста. Одной из них , опытной , дают физическую нагрузку - проводят 3-минутную плавательную пробу при температуре воды +20-25 градусов. Вторая мышь является контрольной. После стрессорного воздействия обеих мышей помещают в аппарат Комовского и одновременно "поднимают" на "высоту". Отмечают высоту, на которой происходит гибель животных.
В выводе объяснить механизм изменения резистентности организма после предварительного воздействия стрессорного фактора.
Таблица.
N п/п |
Вид группы животных |
Высота гибели |
1. |
Контрольная |
|
2. |
После стрессорного воздействия |
|
Вывод: предварительная стрессорная нагрузка (температура, влажность, физическое напряжение) вызывают нейро-эндокринную реакцию организма (стресс), которая направлена на перегруппировку ресурсов организма с целью адаптации к действующим стрессорным факторам и проявляется повышением неспецифической резистентности организма в том числе и к гипоксии. Об этом свидетельствует более поздняя гибель мышки, которая подвергалась предварительной стрессорной нагрузке при поднятии на высоту. В некоторых случаях (10%) может наблюдаться перекрёстная сенсибилизация , что проявляется в более ранней гибели мышки,испытавшей пред -варительное воздействие стрессорного фактора.
Литература:
1. А.А.Адо "Патологическая физиология", М., 1980, стр.452- 454, 475-476, 488-489. ., стр.46-50, 486-487.
2.А.Д.Адо "Патологическая физиология" 1994, стр.73-75, стр.78-82, 128-129.
3.А.Д.Адо "Патологическая физиология" 2000, стр.48-71
4. Методическая разработка , методические рекомендации: " Экстремальные состояния".